| Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. –
 (Серия «Мастера психологии»)
 ISBN 5-314-00016-4
 Классический труд С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исто¬рического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали «Основы ... » настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.
 © Серия, оформление. Издательство «Питер», 2000
 
 Содержание
 
 ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ 1
 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 2
 ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 3
 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 4
 ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ 4
 Природа психического 4
 Психика и сознание 9
 Психика и деятельность 13
 Психофизическая проблема 15
 Предмет и задачи психологии как науки 18
 ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 26
 Методика и методология 26
 Методы психологии 27
 Наблюдение 30
 Самонаблюдение 30
 Объективное наблюдение 33
 Экспериментальный метод 35
 ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 39
 История развития западной психологии 39
 Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в. 39
 Оформление психологии как экспериментальной науки 44
 Кризис методологических основ психологии 46
 История развития психологии в СССР 57
 История русской научной психологии 57
 Советская психология 62
 ЧАСТЬ ВТОРАЯ 67
 ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 67
 Развитие психики и поведения 74
 Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта 77
 Инстинкты 78
 Индивидуально-изменчивые формы поведения 82
 Интеллект 87
 Общие выводы 90
 ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ 95
 Поведение низших организмов 95
 Развитие нервной системы у животных 97
 Образ жизни и психика 98
 ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 103
 Историческое развитие сознания у человека 103
 Проблема антропогенеза 103
 Сознание и мозг 105
 Развитие сознания 111
 Развитие сознания у ребенка 117
 Развитие и обучение 117
 Развитие сознания ребенка 127
 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 129
 ВВЕДЕНИЕ 129
 ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ 140
 Ощущение 140
 Рецепторы 141
 Элементы психофизики 143
 Психофизиологические закономерности 145
 Классификация ощущений 146
 Органические ощущения 149
 Статические ощущения 153
 Кинестетические ощущения 153
 Кожная чувствительность 154
 1. Боль 154
 2 и 3. Температурные ощущения 155
 4. Прикосновение, давление 157
 Осязание 157
 Обонятельные ощущения 159
 Вкусовые ощущения 160
 Слуховые ощущения* 161
 Локализация звука 166
 Теория слуха 167
 Восприятие речи и музыки 170
 Зрительные ощущения 172
 Ощущение цвета 173
 Смешение цветов 174
 Психофизиологические закономерности 175
 Теория цветоощущения 179
 Психофизическое действие цветов 180
 Восприятие цвета 181
 Восприятие 182
 Природа восприятия 182
 Константность восприятия 189
 Осмысленность восприятия 190
 Историчность восприятия 193
 Восприятие и направленность личности 193
 Восприятие пространства 194
 Восприятие величины 198
 Восприятие формы 199
 Восприятие движения 200
 Восприятие времени 202
 Глава VIII. ПАМЯТЬ 207
 Память и восприятие 207
 Органические основы памяти 210
 Представления 211
 Ассоциации представлений 214
 Теория памяти 214
 Роль установок в запоминании 219
 Запоминание 221
 Узнавание 225
 Воспроизведение 226
 Реконструкция в воспроизведении 227
 Воспоминание 228
 Сохранение и забывание 230
 Реминисценция в сохранении 233
 Виды памяти 236
 Уровни памяти 236
 Типы памяти 237
 ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ 239
 Природа воображения 239
 Виды воображения 242
 Воображение и творчество 243
 «Техника» воображения 246
 Воображение и личность 248
 ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ 249
 Природа мышления 249
 Психология и логика 251
 Психологические теории мышления 252
 Психологическая природа мыслительного процесса 256
 Основные фазы мыслительного процесса 259
 Основные операции как стороны мыслительной деятельности 261
 Понятие и представление 264
 Умозаключение 267
 Основные виды мышления 269
 О генетически ранних ступенях мышления 273
 Развитие мышления ребенка 276
 Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 276
 Первые обобщения ребенка 279
 «Ситуативное» мышление ребенка 280
 Начало активной мыслительной деятельности ребенка 281
 Обобщения у дошкольника и понимание им отношений 284
 Умозаключения ребенка и понимание им причинности 285
 Отличительные особенности ранних форм детского мышления 288
 Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 292
 Овладение понятиями 293
 Суждения и умозаключения 296
 Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 297
 Теория развития мышления ребенка 299
 ГЛАВА XI. РЕЧЬ 307
 Речь и общение. Функции речи 308
 Различные виды речи 314
 Речь и мышление 318
 Развитие речи у детей 319
 Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 319
 Структура речи 323
 Развитие связной речи 325
 Проблема эгоцентрической речи 329
 Развитие письменной речи у ребенка 331
 Развитие выразительной речи 333
 ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ 335
 Теория внимания 336
 Физиологические основы внимания 339
 Основные виды внимания 340
 Основные свойства внимания 341
 Развитие внимания 346
 ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 348
 ВВЕДЕНИЕ 348
 ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ 354
 Различные виды действия 356
 Действие и движение 358
 Действие и навык 363
 ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 371
 Задачи и мотивы деятельности 371
 Труд 376
 Психологическая характеристика труда 377
 Труд изобретателя 378
 Труд ученого 381
 Труд художника 383
 Игра 386
 Природа игры 386
 Теории игры 390
 Развитие игр ребенка 392
 Учение 394
 Природа учения и труд 394
 Учение и познание 395
 Обучение и развитие 396
 Мотивы учения 397
 Освоение системы знаний 400
 ЧАСТЬ ПЯТАЯ 406
 ВВЕДЕНИЕ 406
 ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 411
 Установки и тенденции 411
 Потребности 414
 Интересы 417
 Идеалы 421
 ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ 424
 Общая одаренность и специальные способности 428
 Одаренность и уровень способностей 430
 Теории одаренности 431
 Развитие способностей у детей 435
 ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ 436
 Эмоции и потребности 436
 Эмоции и образ жизни 438
 Эмоции и деятельность 442
 Выразительные движения 448
 Эмоции и переживания личности 452
 «Ассоциативный» эксперимент 453
 Виды эмоциональных переживаний 454
 Эмоциональные особенности личности 461
 ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ 463
 Природа воли 463
 Волевой процесс 469
 Патология и психология воли 475
 Волевые качества личности 478
 ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР 483
 Учение о темпераменте 483
 Учение о характере 488
 ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 499
 Самосознание личности 499
 Жизненный путь личности* 504
 ПОСЛЕСЛОВИЕ 507
 ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА 507
 СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА 529
 СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ 532
 АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 537
 
 
 
 |