Главная » Библиотека » Социальная психология » Основная литература

Давид Майерс. Социальная психология [doc]
войти, что бы скачать этот материал 2009/01/04, 21:45

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов
и аспирантов психологических факультетов,
а также слушателей курсов психологических
дисциплин на гуманитарных факультетах
ВУЗов РФ
Санкт-Петербург
Москва • Харьков • Минск 1997

Давид Майерс Социальная психология
Перевели с английского В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова
Главный редактор В. Усманов

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» воспитал не одно поколение американских студентов. Пятое издание этого фундаментального труда появилось в США в 1996 году. Живой язык автора, обзор широкого спектра теорий и гипотез, разнообразие экспериментов — все это привлечет внимание не только студентов гуманитарных факультетов, но, безусловно, заинтересует психологов, социологов, философов.

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ..............................27
в Социальная психология и смежные науки.................................................30
Социальная психология и социология................................................30
Социальная психология и психология личности..................................31
Уровни объяснения...........................................................................31
Резюме ............................................................................................33
■ Социальная психология и человеческие ценности...................................33
Очевидное влияние ценностей............................................................34
Завуалированное влияние ценностей..................................................34
Субъективные аспекты науки.........................................................34
Завуалированные ценности в психологических концепциях.............36
Нельзя соединить «есть» и «должно быть» ....................................38
Резюме ............................................................................................38
■ «Я знал это!»: не является ли социальная психология
аналогом здравого смысла?.........................................................................40
Резюме ............................................................................................46
■ Социальная психология: как это делается.................................................46
Корреляционное исследование: нахождение естественных связей..........46
Противостояние: взаимосвязь — причинность ................................47
Опрос..........................................................................................49
Нерепрезентативные выборки....................................................50
Последовательность вопросов ....................................................51
Право выбора ответа.................................................................52
Формулировка .........................................................................52
Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия.............53
Контроль: манипулирование переменными.....................................53
Случайное распределение: великий уравнитель...............................55
Этика экспериментального исследования........................................56
Объяснение и прогноз: использование теорий.....................................58
Из лаборатории — в жизнь...............................................................60
Резюме ............................................................................................60
ЧАСТЬ 1. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ________________________62
ГЛАВА 2. «Я» В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ...........................................................64
■ Я-концепция....................................................................................................64
Самопознание...................................................................................67
 ■ Социальная психология
Объяснение нашего поведения.......................................................67
Прогноз нашего поведения............................................................68
Мудрость и заблуждения самоанализа...........................................69
Я и культура....................................................................................71
Резюме ............................................................................................73
■ Самоэффективность.......................................................................................74
Локус коргтроля................................................................................74
Приобретенная беспомощность — самоопределение............................75
Коллективная эффективность............................................................77
Резюме ............................................................................................79
■ Предрасположение в пользу своего Я.........................................................79
Объяснения позитивных и негативных событий..................................79
Можем ли мы все быть выше среднего?..............................................82
Нереалистичный оптимизм................................................................83
Ложный консенсус и уникальность ....................................................85
Другие тенденции в пользу своего Я..............................................86
Мотивация самоуважения..................................................................88
Размышления о самоэффективности и предрасположении в пользу
своего Я...........................................................................................89
Предрасположение в пользу своего Я как адаптация.......................90
Предрасположение в пользу своего Я как плохая адаптация...........91
Резюме ............................................................................................93
■ Самопрезентация............................................................................................94
Ложная скромность ..........................................................................94
Препятствия, которые мы создаем себе сами........................................95
Управление впечатлениями ...............................................................96
Резюме ............................................................................................98
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ.......................,........99
■ Интерпретация других..................................................................................100
Кому приписать причину: человеку или ситуации............................. 100
Предполагаемые черты................................................................ 102
Атрибуции здравого смысла........................................................ 103
Интеграция информации............................................................. 104
Почему мы изучаем ошибки атрибуции............................................. 104
Фундаментальная ошибка атрибуции............................................... 105
Фундаментальная ошибка атрибуции в повседневной жизни..........107
Почему мы совершаем ошибку атрибуции?...................................109
Перспектива и ситуационное осознание .................................... 109
Культурные различия .................................................... \\2
Насколько фундаментальной является фундаментальная ошибка атри¬буции? ..............................'............................................................. \\2
Резюме ................................................................. \ •] 5
■ Наши суждения о других............................................................................U5
Интуиция: наш потенциал внутреннего знания .................................115
Сила интуиции............................................................. j j g
Содержание ш
Границы интуиции...................................................................... 117
Конструирование интерпретаций и воспоминаний..............................118
Восприятие и интерпретация событий..........................................119
Стойкость убеждений ................................................................. 122
Конструирование воспоминаний ..................................................123
Реконструирование прошлых установок ................................... 124
Реконструирование прошлого поведения...................................126
Реконструкция прежнего опыта ............................................... 127
Самонадеянность в суждениях.........................................................128
Лекарство от самонадеянности .................................................... 131
Эвристика...................................................................................... 132
Эвристика репрезентативности.................................................... 132
Игнорирование базовой оценочной информации ...........................133
Доступность эвристики ............................................................... 134
Иллюзорное мышление................................................................... 136
Иллюзорная взаимосвязь............................................................ 136
Иллюзия контроля..................................................................... 138
Азартные игры ....................................................................... 138
Возврат к среднему................................................................. 138
Настроение и суждения................................................................... 140
Резюме .......................................................................................... 142
■ Убеждения самореализации........................................................................143
Ожидания преподавателя и поведение студента ................................144
Что мы ждем от других, то и получаем ............................................. 145
Резюме .......................................................................................... 147
■ Выводы...........................................................................................................148
Резюме ..........................................................................................152
ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ.........................................................153
■ Определяют ли установки поведение?...................................................... 155
Неужели мы все лицемеры ?............................................................. 155
Когда на самом деле установки предсказывают поведение?................ 157
Уменьшение социальных влияний на выраженные установки......... 157
Уменьшение других влияний на поведение...................................158
Изучение установок, характерных для поведения.......................... 159
Повышение силы установки......................................................... 160
Довести установки до сознания................................................ 160
Сила установок, закрепленных опытом ..................................... 161
Некоторые выводы.....................................................................162
Резюме .......................................................................................... 162
■ Определяет ли поведение установки?.......................................................163
Наши роли.....................................................................................164
Утверждение становится убеждением ............................................... 166
Феномен «нога в дверях»................................................................ 168
Дурные поступки и установки......................................................... 171
Межрасовое поведение и расовые установки..................................... 173
Социальные движения.................................................................... 174
■ Социальная психология
Размышления над данными исследований......................................... 175
Резюме .......................................................................................... 176
■ Почему поступки влияют на установки?...................................................176
Самопрезентация: управление впечатлением..................................... 177
Оправдание самого себя: когнитивный диссонанс.............................. 178
Недостаточное оправдание.......................................................... 179
Диссонанс после принятия решений.............................................182
Самовосприятие ............................................................................. 183
Сверхоправдание и внутренняя мотивация................................... 186
Сравнение теорий........................................................................... 189
Диссонанс как активирующий фактор.......................................... 191
Самовосприятие при отсутствии противоречия самому себе............ 193
Резюме ..........................................................................................194
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА..............195
■ Построение суждений клиническими психологами.................................196
Иллюзорные взаимосвязи................................................................197
Хиндсайт и самонадеянность........................................................... 198
Самоподтверждающиеся диагнозы...................................................199
Противостояние: клинический прогноз — статистический прогноз......201
Скрытый смысл..............................................................................203
Резюме..........................................................................................205
■ Социальное познание при проблемном поведении.................................205
Социальное познание и депрессия....................................................205
Искажение или реализм?............................................................205
Негативные мысли: причина или результат депрессии?.................207
Депрессивное настроение является причиной негативного
мышления..............................................................................207
Негативное мышление является причиной депрессивного настрое¬ния ...........................................................................................208
Социальное познание и одиночество ................................................210
Социальное познание и социальная тревога......................................211
Социальное познание и соматические заболевания ............................213
Психология здоровья..................................................................213
Оптимизм и здоровье............'......................................................215
Стресс и болезнь.....................................................................216
Пессимистический стиль объяснений и болезнь..........................216
Резюме ..........................................................................................218
■ Социально-психологические подходы к лечению....................................218
К внутренним изменениям через внешние поведенческие проявления.. 218
Разорвать порочный круг........................................................... 219
Тренинг социальных умений.......................................................220
Психотерапия стилем объяснения................................ 221
Изменение сохраняется, если успех мы приписываем себе...................221
Резюме ..........................................................................................222
Содержание ■ 9
ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 224
ГЛАВА б. ПОЛ, ГЕНЫ И КУЛЬТУРА...............................................................225
■ Различие и сходство полов.........................................................................228
Противостояние: независимость — привязанность.............................229
Социальное доминирование.............................................................232
Агрессия........................................................................................234
Сексуальность................................................................................234
Резюме ..........................................................................................236
■ Эволюция и поведение.................................................................................236
Универсальные нормы ....................................................................237
Эволюция полов: делать то, что естественно......................................239
Пол и выбор партнера ...............................................................240
Пол и гормоны...........................................................................243
Обсуждение эволюционистского направления в психологии...........244
Резюме ..........................................................................................247
■ Культура и поведение...................................................................................247
Противостояние: индивидуализм — коллективизм ............................249
Я-концепция ..............................................................................250
Воспитание детей .......................................................................251
Социальные взаимоотношения.....................................................251
Коммунитарианизм.................................................................253
Социальные роли ...........................................................................256
Роли с высоким и низким статусом..............................................257
Инверсия ролей......................................................................258
Тендерные роли......................................................................259
Тендерные роли зависят от культуры .......................................260
Тендерные роли зависят от эпохи.............................................262
Резюме ..........................................................................................262
■ Заключение....................................................................................................263
Биология плюс культура.................................................................263
Главный урок социальной психологии..............................................264
Резюме ..........................................................................................267
ГЛАВА 7. КОНФОРМИЗМ................................................................................268
■ Классические эксперименты.......................................................................271
Эксперименты Шерифа: формирование норм....................................271
Эксперименты Аша: исследования давления группы..........................275
Эксперименты Милграма: подчинение..............................................278
Чем вызвано подчинение? ...............................................................281
Эмоциональное удаление от жертвы............................................282
Близость и легитимность авторитета............................................283
Институциональный авторитет ....................................................284
Освобождающее воздействие группы (лнбератнвный эффект)........285
Обсуждение классических экспериментов.........................................285
Поведение и установки ...............................................................286
■ Социальная психология
Сила воздействия ситуации.........................................................288
Фундаментальная ошибка атрибуции...........................................290
Резюме ..........................................................................................292
■ Когда проявляется конформизм?...............................................................292
Размер группы...............................................................................293
Единомыслие .................................................................................294
Сплоченность.................................................................................295
Статус ...........................................................................................295
Публичный ответ............................................................................296
Отсутствие предварительных заявлений...........................................296
Резюме ..........................................................................................297
■ Почему проявляется конформизм?............................................................298
Резюме ..........................................................................................299
■ Кто проявляет конформизм?.......................................................................299
Тендер ........................................................................................... 300
Личность .......................................................................................301
Культура.......................................................................................303
Резюме ..........................................................................................304
■ Сопротивление социальному давлению....................................................305
Реактивное сопротивление...............................................................305
Борьба за свою уникальность..........................................................307
Резюме ..........................................................................................309
ГЛАВА 8. УБЕЖДЕНИЕ....................................................................................310
■ Два способа убеждения...............................................................................313
Резюме ..........................................................................................314
■ Слагаемые убеждения..................................................................................315
Кто излагает сообщение? Влияние «коммуникатора».........................315
Кредитность...............................................................................315
Восприятие компетентности.....................................................316
Восприятие надежности «коммуникатора» ................................317
Привлекательность.....................................................................319
Что излагается? Содержание сообщения...........................................320
Рассудок против эмоций.............................................................320
Эффект хорошего настроения..................................................321
Эффект активации страха .......................................................322
Степень расхождения мнений......................................................323
Противостояние обращений: аппелирующие к контраргументам
и нет .........................................................................................325
Первичность против вторнчности.................................................326
Как передается сообщение? Канал коммуникации.............................328
Активно пережитое или пассивно воспринятое..............................328
Противостояние: личное влияние — воздействие средств массовой
коммуникации............................................................................330
Кому адресовано сообщение? Аудитория..........................................333
Сколько им лет? ...........................................
Содержание ■ 11
О чем они думают......................................................................335
Кто предупрежден, тот вооружен — если вы достаточно заинтере¬сованы, чтобы спорить .............................................................335
Отвлечение внимания разоружает ............................................336
Незаинтересованная аудитория использует косвенные намеки ....336 Резюме ..........................................................................................338
■ Примеры исследований убеждения...........................................................339
Втягивание в секты.........................................................................340
Установки следуют за поведением ...............................................341
Уступки приводят к одобрению ...............................................341
Феномен «нога в дверях»........................................................341
Слагаемые убедительности..........................................................343
Коммуникатор.......................................................................343
Сообщение .............................................................................344
Аудитория..............................................................................344
Групповые эффекты ...................................................................344
Убеждение при психологическом консультировании и в психотерапии 346 Резюме ..........................................................................................348
■ Сопротивление убеждению: прививка установок....................................348
Усиление личной определенности.....................................................348
Атакующее убеждение ................................................................349
Развитие контраргументации.......................................................349
Примеры исследований: широкомасштабные программы вакцинации... 350 Прививки детям против курения, которое они начинают под вли¬янием сверстников......................................................................350
Прививки детям против воздействия рекламы...............................351
Следствия......................................................................................352
Резюме ..........................................................................................353
ГЛАВА 9. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ.........................................................................354
■ Что такое группа?.........................................................................................355
■ Социальная фасилитация.............................................................................356
Присутствие других........................................................................356
Массовидность: присутствие большого числа других людей...............360
Почему нас возбуждает присутствие других?....................................361
Боязнь оценки ...........................................................................361
Перегрузка из-за рассеивания внимания.......................................362
Присутствие других как таковое..................................................362
Резюме ..........................................................................................363
■ Социальная леность......................................................................................364
Когда рук много — работа спорится? ..............................................364
Социальная леность в повседневной жизни.......................................367
Резюме ..........................................................................................368
■ Деиндивидуализация....................................................................................369
Вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку...................369
Р 370
■ Социальная психология
Физическая анонимность............................................................370
Возбуждающие и отвлекающие занятия .......................................373
Ослабленное самоосознание ............................................................ 373
Резюме ..........................................................................................374
т Групповая поляризация................................................................................374
Дело о «сдвиге к риску» .................................................................375
Интенсифицируются ли мнения в группе?........................................377
Эксперименты по групповой поляризации.....................................377
Естественно возникающая групповая поляризация........................378
Объяснение поляризации ................................................................379
Информационное влияние...........................................................379
Нормативное влияние.................................................................381
Резюме ..........................................................................................383
■ Огруппление мышления...............................................................................383
Симптомы огруппления мышления...................................................384
Огруппление мышления в действии .................................................387
Предотвращение огруппления мышления..........................................388
Процесс огруппления мышления иллюстрирует принципы влияния
группы ..........................................................................................390
Резюме ..........................................................................................390
■ Влияние меньшинства..................................................................................391
Последовательность........................................................................392
Уверенность в себе .........................................................................393
Отступники со стороны большинства................................................393
Является ли лидерство частным случаем влияния меньшинства?........394
Резюме .................................................................................,........397
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВОСУДИЕ.......................398
■ Что влияет на суждения?.............................................................................401
Показания свидетелей.....................................................................401
Насколько убедительны показания свидетелей? ............................401
Насколько точны свидетели?.......................................................403
Источники ошибок: как конструируются воспоминания.............404
Эффект дезинформации ..........................................................404
Пересказ событий ...................................................................407
Борьба с ошибками ....................................................................408
Подготовка полицейских интервьюеров ....................................408
Борьба с ложными опознаниями..............................................409
Обучение присяжных..............................................................410
Характеристики обвиняемого...........................................................412
Физическая привлекательность ...................................................413
Сходство с присяжными .............................................................415
Указания судьи..............................................................................416
Другие проблемы ...........................................................................419
Резюме ..........................................................................................419
■ Присяжные как индивидуальности............................................................420
Способность присяжных разобраться в существе дела....... л*н\
Содержание ■ 13
Отбор присяжных..........................................................................422
Присяжные, полномочные выносить решение о смертной казни ..........424
Присяжные как группа.................................................................................425
Влияние меньшинства.....................................................................426
Групповая поляризация .................................................................. 426
Милосердие ...................................................................................427
Действительно ли 12 голов лучше, чем одна? ....................................427
Действительно ли 6 голов так же хороши, как 12?.............................428
i Из лаборатории — в жизнь: имитированный и реальный суд присяж¬ных .................................................................................................................429
Резюме ..........................................................................................430
ЧАСТЬ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ______________________432
ГЛАВА 11. ПРЕДРАССУДКИ: НЕПРИЯЗНЬ К ДРУГИМ...............................433
■ Природа и власть предрассудков...............................................................434
Что такое предрассудки?.................................................................434
Насколько распространены предрассудки? .......................................437
Расовые предрассудки................................................................437
Исчезают ли расовые предрассудки?........................................437
Скрытые формы предрассудков................................................439
Тендерные предрассудки..............,..............................................442
Тендерные стереотипы.............................................................442
Тендерные установки...............................................................444
Резюме ..........................................................................................447
■ Социальные источники предрассудков.....................................................448
Социальное неравенство..................................................................448
Неравный статус и предрассудок.................................................448
Религия и предрассудки..............................................................449
Воздействие дискриминации: самодостаточное пророчество ...........450
«Мы» и «они»................................................................................452
Конформизм ..................................................................................456
Институциональная поддержка........................................................457
Резюме ..........................................................................................459
■ Эмоциональные источники предрассудков...............................................459
Фрустрация и агрессия: теория «козла отпущения» ..........................459
Личностная динамика.....................................................................460
Потребность в статусе и принадлежности.....................................460
Авторитарная личность...............................................................462
Резюме ..........................................................................................463
■ Когнитивные источники предрассудков....................................................464
Категоризация................................................................................464
Воспринимаемые сходства и различия .........................................465
Различительные стимулы................................................................468
.468
ТТ____
■ Социальная психология
Особые случаи...........................................................................469
Яркие события...........................................................................470
Атрибуция: справедлив ли этот мир? ...............................................472
Пристрастия в пользу группы.....................................................472
Феномен справедливого мира......................................................473
Когнитивные последствия стереотипов .............................................475


 

Категория: Основная литература | Добавил: Vo_van
Просмотров: 2637 | Загрузок: 63
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

Мы выбираем не случайно друг друга… Зигмунд Фрейд первым выразил мысль, что «мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем бессознательном…» Сначала мы рисуем человека в своём воображении и только потом встречаем его в реальной жизни…

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

- Антон Павлович Чехов

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории.

Ничему не удивляться - есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

М.Ф. Достоевский

Зачитайся!
«Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи»
случайная книга из библиотеки
Николаева Е. И. 111 баек для детских психологов
Библиотека