|  Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2003
 
 Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины. Автор подробно анализирует психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов - восприятия, произвольных движений и действий, внимания, памяти, речи, мышления. Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений.Может быть интересна нейропсихологам разных поколений, а также медикам - невропатологам, нейрохирургам, психиатрам.
 
 Серия «Классическая учебная книга»Автор предисловия Е.Д. Хомская
 
 В книге содержаться Иллюстрации!!! 
 © Правопреемник Радковская Е.Г., 2002© Предисловие. Хомская Е.Д., 2002
 © Издательский центр «Академия», 2002
 
 ОГЛАВЛЕНИЕПредисловие к второму изданию. Е.Д.Хомская.........................................3От автора.......................................................................................................6
 
 Часть первая
 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА И ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (основные принципы)
 
 Введение.......................................................................................................8
 
 Глава I. Три источника знаний о функциональной организации мозга.......11
 1. Сравнительно-анатомические данные.......................................11
 Основные принципы эволюции и строения мозга как органа психики...............................12
 Структурная и функциональная организация коры головного мозга..................................22
 2. Физиологические данные: метод раздражения.........................45
 Опыты с непосредственным раздражением коры....................45
 Опыты с непрямой стимуляцией коры.....................................53
 Опыты с анализом функций отдельных нейронов...................57
 3. Физиологические данные: метод разрушения...........................60
 
 Глава II. Локальные поражения мозга и основные принципы локализации функций...................................................................67
 1. Ранние решения...........................................................................67
 2. Кризис..........................................................................................72
 3. Пересмотр основных понятий....................................................74
 Пересмотр понятия «функция»..................................................74
 Пересмотр понятия «локализация»............................................77
 Пересмотр понятия «симптом»...................................................80
 4. Синдромный анализ и системная организация психических процессов......................................................................................84
 
 Глава III. Три основных функциональных блока мозга............................88
 1. Блок регуляции тонуса и бодрствования...................................88
 2. Блок приема, переработки и хранения информации.............101
 3. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.....................................................................111
 4. Взаимодействия трех основных функциональных блоков мозга...........................126
 
 
 Часть вторая
 ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МОЗГА И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
 
 Вступительные замечания........................................................................130
 Глава I. Затылочные отделы мозга и организация зрительного восприятия..................................................................................132
 1. Первичные зоны затылочной коры и элементарные функции зрения.........................................................................132
 2. Вторичные отделы затылочной коры и оптико-гностические функции......................................................................................135
 
 Глава II. Височные отделы мозга и организация слухового восприятия..................................................................................149
 1. Первичные зоны височной коры и элементарные функции слуха...................149
 2. Вторичные отделы височной коры и акустико-гностические функции......................................................................................151
 3. Системное влияние нарушений речевого слуха на другие психические процессы..............................................................156
 4. Варианты «височного синдрома».............................................159
 
 Глава III. Третичные зоны коры и организация симультанных синтезов.......................................................................................163
 1. Третичные зоны коры и организация наглядных пространственных синтезов.....................163
 2. Третичные зоны коры и организация символических (квазипространственных) синтезов.........................................167
 3. Третичные зоны коры и процессы речевой памяти...............170
 4. Теменно-затылочные зоны правого (субдоминантного) полушария и их функции..........................................................173
 
 Глава IV. Сенсомоторные и премоторные отделы мозга и организация движений............................................................175
 1. Постцентральные зоны коры и афферентная организация движений....................................................................................175
 2. Премоторные зоны коры и эфферентная организация движений....................................................................................180
 
 Глава V. Лобные доли мозга и регуляция психической деятельности......189
 1. Лобные доли и регуляция состояний активности...................190
 2. Лобные доли и регуляция движений и действий....................199
 3. Лобные доли и регуляция мнестических и интеллектуальных действий.............................209
 4. Функциональная организация лобных долей и варианты лобного синдрома......................................................................216
 
 Глава VI. Медиобазальные отделы коры, правое полушарие мозга........220
 1. Медиальные отделы коры и их роль в регуляции психических состояний.....................................220
 2. Субдоминантное полушарие и его роль в организации психических процессов..............................................................225
 
 
 Часть третья
 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
 
 Глава I. Восприятие..................................................................................232
 1. Психологическое строение........................................................232
 2. Мозговая организация...............................................................233
 
 Глава П. Движение и действие.................................................................246
 1. Психологическое строение........................................................246
 2. Мозговая организация...............................................................251
 
 Глава III. Внимание...................................................................................256
 1. Психологическое строение........................................................256
 2. Физиологические индикаторы внимания................................263
 3. Мозговая организация...............................................................268
 
 Глава IV. Память.......................................................................................276
 1. Психологическое строение........................................................276
 2. Модально-неспецифические формы памяти..........................282
 3. Модально-специфические формы памяти..............................289
 4. Нарушение памяти как мнестической деятельности..............291
 
 Глава V. Речь.............................................................................................294
 1. К истории вопроса.....................................................................294
 2. Психологическое строение речевой деятельности..................296
 3. Импрессивная речь....................................................................298
 4. Экспрессивная речь...................................................................301
 
 Глава VI. Мышление.................................................................................309
 1. Психологическое строение........................................................309
 2. Наглядное (конструктивное) мышление.................................315
 3. Вербально-логическое (дискурсивное) мышление. Решение задач............................................................................................319
 
 Заключение................................................................................................324
 Литература.................................................................................................328
 Указатель имен..........................................................................................364
 Предметный указатель..............................................................................368
 
 
 
 |