ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: Учебное пособие. изд., 5-е,
перераб. и доп. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. —
384 с.
ISBN 978-5-94280-294-3
В учебном пособии `Психология управления` рассматриваются проблемы принятия управленческих решений в условиях практической работы организации. Анализируются взаимоотношения руководителя и персонала, способы их продуктивного сотрудничества, методы решенияконфликтных ситуаций.
На современном практическом материале рассматриваются противоречия и парадоксы, внутренне присущие современному управлению. Даются рекомендации по актуальным вопросам подготовки кадров для современного управления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................... 3
ЧАСТЬ I ............................................................................................... 5
Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная
дисциплина ........................................................................................... 5
1.1. Цели, задачи, содержание, специфика
психологии управления. Связь с другими науками.
Методологические подходы .................................................. 5
1.2. Эволюция управленческой мысли ................................10
1.3. Методологические подходы к управлению ...................14
1.4. Школы управления ........................................................16
1.5. Уровни управления ........................................................19
1.6. Управленческие роли руководителей ............................21
1.7. Содержание деятельности руководителей.
Типология руководителей ....................................................23
Приложение 1. Тест «Оценка эффективности
деятельности руководителя» ................................................33
Приложение 2. Практическое занятие ................................36
Глава 2. Функции управления .............................................................39
2.1. Функция планирования .................................................39
2.2. Функция организации ...................................................42
2.3. Функция мотивации ......................................................53
2.4. Функция контроля .........................................................55
Приложение 1. Тест на определение организационного
развития предприятия ..........................................................62
Глава 3. Мотивация к труду ................................................................65
3.1. Понятие мотивации и ее роли в управлении ................65
3.2. Теории трудовой мотивации ..........................................72
Приложение 1. Методика Т. Элерса .....................................90
Приложение 2. Практическое задание ................................91
Приложение 3 Методика «Стрессоры» ................................93
Приложение 4. Тест «Формирование положительной
групповой мотивации» .........................................................95
Приложение 5. Психологический практикум .....................97
ЧАСТЬ II ...........................................................................................100
Глава 1. Психология решения управленческих задач ........................100
1.1. Управленческие задачи, их специфика
и особенности решения ......................................................100
1.2. Классификация управленческих задач .......................103
Глава 2. Принятие управленческих решений .....................................109
2.1. Мотивация принятия управленческих решений ........109
2.2. Виды управленческих решений ...................................113
Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач.
Методы решения задач ......................................................................128
3.1. Особенности стратегий и тактик решения задач
управления ..........................................................................128
3.2. Стратегии поведения руководителей в условиях
конфликтной деятельности ................................................131
3.3. Методы решения управленческих задач .....................136
Приложение 1. Ориентировочная анкета (ОА) ................144
ЧАСТЬ III .........................................................................................153
Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями .........153
1.1. Сущность лидерства .....................................................153
1.2. Теории и стили лидерства ............................................159
Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты ..................185
2.1. Общение и его роль в деятельности руководителя
и подчиненных ....................................................................185
2.2. Профессиональное общение руководителя ................194
2.3. Конфликты в управлении и возможности
их разрешения .....................................................................198
2.4. Психология стресса ......................................................212
Приложение 1. Психологический практикум ...................223
Приложение 2. Психологический практикум ...................227
Приложение 3. Тест «Способы преодоления
конфликта внутри малой группы» .....................................228
Приложение 4. Тест «Стиль управления» ..........................230
Приложение 5. Тест «Какой вы руководитель» .................236
Приложение 6. Уровень культуры
деятельности менеджера .....................................................238
Приложение 7. Опросник К. Томаса и Р. Киллмена .........239
ЧАСТЬ IV ..........................................................................................243
Глава 1. Психология ответственности.
Социальная ответственность руководителя ......................................243
1.1. Ответственность — важнейшее свойство личности ...243
1.2. Социальная ответственность руководителей ..............248
Приложение 1. Чем характеризуется ответственное
поведение? Психологический практикум .........................257
Приложение 2. Тест «Уровень субъективного контроля» .258
Приложение 3. Ответственный ли вы человек? ................260
Глава 2. Эффективность и конкурентоспособность
современных организаций .................................................................263
2.1. Характер организационных изменений и его
диагностика .........................................................................263
2.2. Человеческий фактор в управлении ............................271
2.3. Эффективность современной организации ................274
2.4. Конкурентоспособность современной
организации ........................................................................276
2.5. Роль и место японских организаций
в системе мировой экономики ...........................................278
2.6. Роль психологических факторов
в конкурентоспособности современных организаций .....281
2.7. Психологические основы
организационной культуры предприятий .........................284
Приложение 1. Лидерские качества руководителя ...........304
Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении ..........306
3.1. Противоречивый характер организационной
деятельности .......................................................................306
3.2. Влияние действия человеческого фактора
на внутриорганизационные процессы ...............................309
3.3. Роль авторитаризма в современном управлении ........312
3.4. Роль бюрократии в современном управлении ............315
3.5. Трудности управления современными
организациями ....................................................................317
Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров ......................329
4.1. Проблема кадров в управлении ...................................329
4.2. Оценка руководителей и управленческого
персонала ............................................................................331
4.3. Особенности отечественного кадрового
рекрутинга ...........................................................................350
4.4. Психологические аспекты введения в должность ......361
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................378
|