Людмила Александровна Регуш
ПРАКТИКУМ ПО НАБЛЮДЕНИЮ
И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ
2-е издание, переработанное и дополненное
Р е ц е н з е н т ы:
Л. А. Рудкевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и педагогики Санкт-Петербургского института гуманитарного образования;
Н. Н. Королева, доктор психологических наук, профессор кафедры методов психологического познания Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
ISBN 978-5-91180-606-4
Второе, переработанное и дополненное, издание книги (предыдущее вышло в 2001 г.) посвящено одному из древнейших способов познания людьми друг друга — наблюдению. Возрождение интереса к нему связано с развитием практической психологии, успехи которой часто определяются тем, насколько специалист-практик владеет техниками наблюдения и в какой мере развито его профессионально важное качество — наблюдательность.
Книга адресована специалистам, работающим в системе «человек—человек». Это прекрасное учебное пособие для тех, кто изучает курс «Наблюдение и наблюдательность», осваивая профессии психолога, консультанта, психотерапевта, педагога, врача, следователя, менеджера.
© ООО «Питер Пресс», 2008
Оглавление
Предисловие ........................................................................................................ 4
Введение ................................................................................................................ 5
Глава 1. Наблюдение в психологии ....................................7
1.1. Роль наблюдения в развитии психологии ....................................... 7
1.2. Характеристика наблюдения и его видов ..................................... 16
1.2.1. Соотношение внешнего и внутреннего
в психической жизни человека ............................................. 16
1.2.2. Цель, предмет, объект и ситуация наблюдения ............... 20
1.2.3. Виды наблюдения ....................................................................... 24
1.2.4. Программа наблюдения и обработка результатов .......... 37
1.3. Упражнения............................................................................................... 40
Глава 2. Методики наблюдения........................................ 47
2.1. Методики формализованного наблюдения ................................. 47
2.2. Неформализованное наблюдение.................................................. 103
2.3. Упражнения ........................................................................................... 109
Глава 3. Наблюдательность как профессионально важное качество человека ................................ 111
3.1. Понятие наблюдательности ............................................................. 111
3.2. Индивидуальные особенности наблюдательности ................. 120
3.3. Система упражнений для развития наблюдательности ........ 122
Описание рисунков ................................................................. 197
Программа учебной дисциплины (психолого#педагогический практикум)
«Наблюдение и наблюдательность» ......................................... 201
Литература ............................................................................. 207
|