| В пособии рассматриваются основные научные понятия, используемые в учебной дисциплине «Психология труда», раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, а также характера социального заказа и особенностей развития научной дисциплины, анализируются тенденции развития интегральных научных дисциплин, их понятийного и методического арсенала. В книге отражены особенности развития дисциплины в XX столетии, в частности за последние 15-20 лет, приводится множество примеров взаимосвязи изменений научных парадигм в зависимости от развития общества, техники и технологий производства. Издание предназначено для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей, слушателей факультетов переподготовки, специалистов в области социологии труда, управления и развития персонала организаций.ББК 88.411я7 УДК [159.9:331](075)
 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
 ISBN  5-272-00193-1                                   © ЗАО Издательский дом «Питер», 2005
 
 
 Оглавление
 Предисловие  .......................................... 9
 Введение в современную психологию труда...............12
 Глава 1. Психология труда как область научного знания
 о труде.......................................24
 1.1.  Объект, предмет изучения и задачи психологии труда ... 24
 1.2.  Категории «деятельность» и «труд» в психологии   ......29
 1.3.  Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами 33
 1.4.  Современная наука, или Структура научных революций    34
 1.5.  Парадигмы психологии труда........................37
 Контрольные вопросы   .................................37
 Практические задания  .................................38
 Литература   ..........................................38
 Глава 2. История психологии труда....................39
 2.1.  История зарубежной психологии труда   ...............39
 2.2.  Психология труда в России......................... 46
 2.3.  Место психологии в системе наук о человеке
 как субъекте деятельности...........................50
 2.4.  Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда.........52
 2.5.  Парадигмы психологии труда........................56
 Контрольные вопросы  ..............56
 Практические задания .................................57
 Литература   .......................................... 57
 Глава 3. Психология труда: основные составляющие научной дисциплины   ...................................58
 3.1.  Основные разделы психологии труда  . . ................58
 3.2.  Психология труда   .................................62
 3.3.  Инженерная психология............................64
 4    Оглавление
 3.4.  Эргономика.......................................65
 3.5.  Организационная психология   .......................72
 3.6.  Профессиональная ориентация   ......................79
 3.7.  Профессиональное обучение   ........................83
 3.8.  Парадигмы психологии труда........................84
 Контрольные вопросы  .................................85
 Литература   .......................................... 85
 Глава 4. Трудовой пост, рабочее место и профессия........87
 4.1.  Трудовой пост и его структура.......................87
 4.2.  Системный подход в исследовании предмета психологии труда.............................................93
 4.3.  Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место.......................96
 4.4.  Парадигмы психологии труда.......................107
 Контрольные вопросы  ................................108
 Литература..........................................108
 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий   110
 5.1.  Эргатические функции и их генезис .................110
 5.2.  Классификация профессий.........................115
 5.3.  Психические регуляторы труда   .....................119
 5.4.  «Золотое правило» психологии труда................126
 5.5.  Парадигмы психологии труда.......................127
 Контрольные вопросы   . . ..............................127
 Литература..........................................127
 Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности   ........129
 6.1.  Методы исследования в психологии .................129
 6.2.  Психологический анализ профессиональной деятельности   ..................................... 140
 6.3.  Психологический анализ трудовых движений.........144
 6.4.  Эргономические основы проектирования рабочих мест . 145
 6.5.  Рабочее место психолога в организации..............154
 6.6.  Парадигмы психологии труда.......................160
 Контрольные вопросы   ................................162
 Практические задания  ................................163
 Литература..........................................163
 Оглавление    5
 Глава 7. Условия профессиональной деятельности
 и эффективность труда..........................165
 7.1.  Пути развития трудовой деятельности ...............165
 7.2.  Профессиональный стресс   .........................169
 7.3.  Работоспособность и функциональные состояния......172
 7.4.  Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности   ..................................... 177
 7.5.  Биоритмы и эффективность трудовой деятельности ............. 189
 7.6.  Психология безопасности..........................192
 7.7.  Парадигмы психологии труда.......................201
 Контрольные вопросы  ................................201
 Практические задания  ................................202
 Литература..........................................202
 Глава 8. Адаптация человека к профессиональной
 деятельности..................................203
 8.1.  Психологические механизмы адаптации человека
 к деятельности в организации  .......................203
 8.2.  Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии...................208
 8.3.  Кризисы профессионального становления............211
 8.4.  Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства   ..................................... 218
 8.5.  Уровни психологической поддержки субъекта труда  ........... 231
 8.6.  Парадигмы психологии труда.......................232
 Контрольные вопросы  ................................233
 Практические задания................................234
 Литература..........................................234
 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм   235
 9.1.  Принципы определения профессиональной пригодности
 и процесс ее формирования.........................235
 9.2.  Профессиограмма и психограмма   ...................238
 9.3.  Задачи науки и практики: подходы и методы профессиографии..................................241
 9.4! Профессионально важные качества и способности  .....246
 9.5.  Профессионально важные качества: контексты оценок . ....... 251
 9.6.  Динамика требований к ПВК субъекта...............260
 6    Оглавление
 9.7.  Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров ........................................ 272
 9.8.  Профессионализм и модели специалиста.............276
 9.9.  Парадигмы психологии труда.......................279
 Контрольные вопросы   ................................286
 Литература..........................................286
 Глава 10. Профессиональный отбор персонала организаций   . 288
 10.1.  Профессиональный отбор как элемент управления персоналом.......................................288
 10.2.  Особенности деятельности в системе «человек-техника»   ................................. 292
 10.3.  Особенности деятельности в системах «человек-природа», «человек-знак», «человек - художественный образ»   .... 297
 10.4.  Особенности деятельности в системе «человек-человек»   ................................ 301
 10.5.  Парадигмы психологии труда......................304
 Контрольные вопросы................................306
 Литература..........................................306
 Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала......308
 11.1.  Подбор, найм и расстановка кадров.................308
 11.2.  Методы оценки профессионального потенциала субъектов труда...................................319
 11.3.  Обучение и переподготовка персонала организации . . . 324
 11.4.  Парадигмы психологии труда......................330
 Вопросы............................................332
 Практические задания  ................................332
 Литература..........................................333
 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта
 и профессиональная карьера......................334
 12.1.  Профессиональное самоопределение субъекта........334
 12.2.  Проблемы становления профессионального самосознания .....................................340
 12.3.  Мотивация  .....................................342
 12.4.  Безработица как «второй полюс» профессионального самоопределения ..................................353
 12.5.  Профессиональная карьера........................356
 Оглавление    7
 12.6.  Периодизация жизни и профессионального развития . . . 363
 12.7.  Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма ........................................ 375
 12.8.  Внешняя среда, карьера и становление профессионализма субъекта.........................386
 12.9.  Периодизация жизни и профессиональная карьера: синергетическая парадигма   ..........................389
 12.10.  Парадигмы психологии труда.....................394
 Вопросы............................................404
 Практические задания  ................................405
 Литература......."...................................405
 Глава 13. Человек как активный субъект своей
 жизнедеятельности.............................406
 13.1.  Человек и социальная среда: развитие технологий профессиональной деятельности и жизнедеятельность человека  ......................................... 407
 13.2.  Человек и организационная среда: возможности самореализации человека как личности ...............411
 13.3.  Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.................................415
 13.4.  Человек как активный субъект своей жизнедеятельности  ..................... ........... 419
 13.5.  Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения   ................................423
 13.6.  Человек как деятель: самоменеджмент жизни  ........428
 13.7.  Парадигмы психологии труда......................432
 Вопросы............................................433
 Практические задания  ................................433
 Литература..........................................434
 Глава 14. Психология труда: история, состояние,
 перспективы..................................435
 14.1.  Цели и задачи психологии труда...................435
 14.2.  Наука и «модели» реальности (модели человека, организации, общества)   ............................436
 14.3.  Парадигмы психологии труда......................440
 Контрольные вопросы   ................................440
 Практические задания  ................................441
 8    Оглавление
 Литература..........................................441
 Заключение.........................................442
 Приложение 1.................. ...............446
 Причины профессионального стресса   ...................446
 Причины развития информационного стресса   ............447
 Приложение 2.................................450
 Структура деятельности руководителя факультета  ........450
 Структура деятельности преподавателя..................451
 Психограмма деятельности руководителя факультета вуза
 и преподавателя [81, с. 201-205].....................452
 Приложение 3.................................454
 Аналитическая психограмма начальника отдела кадров
 (фрагмент)  .......................................454
 Приложение 4.................................456
 Динамические особенности совместной деятельности
 и ее коллективного субъекта   ........................456
 Приложение 5.................................458
 Технологии эффективного найма.......................458
 Глоссарий .................................... 460
 Литература................................... 474
 |