МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И.ВЕРНАДСКОГО
Факультет психологии Кафедра глубинной психологии и психотерапии
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ по дисциплине ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ для студентов 4 курса дневной и заочной форм обучения специальности 6.040100 психология образовательно-квалификационного уровня «БАКАЛАВР» профессионального направления подготовки 0401 психология
Симферополь 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. 4 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. 4 МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ 4 ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ 4 ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ 4 ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ 5 ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ 7 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. 8 I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 10 ВНИМАНИЕ 10 1. Устойчивость и концентрированность внимания. 11 2. Переключение внимания. 11 3. Наблюдательность. 12 СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ 12 (ВОСПРИЯТИЕ) 12 ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ 13 ОБУЧЕНИЕ СПОСОБАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ 13 РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 14 МЫШЛЕНИЕ 14 ПРИЕМЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. 15 ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ «ОБОБЩЕНИЕ» И «КЛАССИФИКАЦИЯ» 15 ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ» 17 ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ» 17 КАК ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ? 18 ПАМЯТЬ 18 КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ? 19 КАК НУЖНО ПОВТОРЯТЬ? 20 ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «ГРУППИРОВКА» 20 ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕ-НИЕ» 21 КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ? 22 ВООБРАЖЕНИЕ 24 У КОГО ВООБРАЖЕНИЕ БОГАЧЕ: У ВЗРОСЛОГО ИЛИ РЕБЕНКА? 24 ЧТО НУЖНО РАЗВИВАТЬ? 25 II. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ. 26 III. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27 ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ 28 ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ 28 IV. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ 29 V. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 30 ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ 30 УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ. 31 ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ 31 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС 31 СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 31 ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ 32 VI. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ (ПРОВЕРКА И РАЗВИТИЕ) 33 ОРИЕНТИРОВКА РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ 33 ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СЛОВЕСНОМУ ОПИСАНИЮ 34 ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ, В КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ ПРОСТРАНСТВЕН-НЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 34 ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ 34 УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ 34 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ 35 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧИСЛЕ 35 НУМЕРАЦИЯ. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЕТ. СЧЕТ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ. ЗНАНИЕ ЦИФР. 35 ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ 36 ЦИФРЫ 36 СРАВНЕНИЕ МНОЖЕСТВ И ЧИСЕЛ 37 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ 37 ЛИТЕРАТУРА 37
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА 38
ВВЕДЕНИЕ 38
1. Я-КОНЦЕПЦИЯ 40 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 42 3. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИИ Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ 53 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 56 I. Введение 56 Психологические особенности подросткового возраста. 57 Два противоположных аспекта поведения в конфликте. 59 Типы личности с высокой степенью конфликтности. 59 Типичные причины межличностных конфликтов подростков. 61 Пути разрешения конфликтов. 62 Выводы 64 Литература 64
|