|  Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакионно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России",1994.
   Книга знакомит с новой отраслью прикладного психологического знания - пре-вентивной психологией. С позиции междисциплинарного подхода дан анализ генезиса отклоняющегося поведения несовершеннолетних, раскрыты социально-психологические характеристики семей, детей, подростков группы социального риска, показаны пути их психолого-педагогической поддержки, коррекции, реабилитации.   На основе результатов исследований охарактеризованы прямые и косвенные десоциализирующие влияния семьи, школы, неформальных подростковых групп, описан процесс ресоциализации дезадаптированных подростков как организованный социально-педагогический процесс.   Книга может быть полезна социальным работникам и педагогам, практическим психологам и учителям, а также может быть рекомендована студентам высших учебных заведений, готовящих вышеназванные кадры для воспитательно-профилактической работы с детьми и семьями группы риска. Рецензенты: И.В. Дубровина, доктор психологических наук, В.Д. Ермаков, доктор юридических наук 
 I8ВN 5-86383-008-5
 Лицензия ЛР № 040452 от 21.05.92 г.   Подписано в печать 14.05.94 г Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная Печать офсетная. Печ.л. 14,0 Тираж 5000 экз. Заказ № 6886. Введение ...................................................................................3I. От объяснения причин преступности к ее предупреждению
 1.1. Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью............................................................................... 7
 1.2. Превентивная психология: предмет, специфика, область применения......................................................................... 19
 II. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации
 11.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних........................................................................ 27
 11.2. Междисциплинарный подход в исследовании социализации................................................................................... 29
 11.3. Интериоризация субъектом внешних социальных групповых регуляторов в процессе социализации ........................... 35
 11.4. Особенности процесса социализации в маргинальный переходный период.......................................................................... 45
 11.5. Нарушения социализации. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния.......................................................... 58
 III. Криминологический анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения
 111.1. О соотношении биологического и социального в генезисе преступного поведения.................................................... 65
 111.2. Психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних и их учет в воспитательно-профилактической работе................................................................ 70
 111.3. Проблема неосознаваемой регуляции преступного поведения в превентивной теории и практике................................. 80
 IV. Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков
 IV.!. Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации............................................................. 90
 IV.2. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации ...................................................................................95
 1У.З. Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков....................................................... 104
 IV.4. Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных несовершеннолетних...................................... 111
 IV.5. Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс................................................. 121
 220
 V. Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска
 V. 1. Функциональная несостоятельность семей группы риска................................................................................................ 140
 У.2. Предупреждение прямых и косвенных десоциализирующих влияний семьи................................................ 146
 У.З. Типичные ошибки семейного воспитания.......................... 152
 VI. Предупреждение педагогической запущенности учащихся в школе
 VI.!. Психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации у учащихся ................................................................ 159
 VI.2. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения и психологический климат в коллективе класса......................................................................... 166
 У1.3. Целенаправленное формирование ценностно-нормативных представлений учащихся........................................... 173
 VI.4. Половое воспитание и психосексуальное здоровье несовершеннолетних........................................................................ 180
 VII. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних и пути нейтрализации их влияния
 VII.1. Классификация неформальных подростковых групп...... 187
 VII.2. Характеристика подростковых криминогенных групп.... 192
 VII.3. Социально-педагогическая превенция процесса приминализации неформальных подростковых групп..................... 199
 Заключение .............................................................................. 207
 Список литературы.................................................................. 209
 |